Не знает аналогов в мировом декоративном искусстве. Она обладает особой технологией, колоритом, своеобразным каноном и традициями, а, главное, уникальным стилем растительного орнамента, который исполняется художником кистью от руки (без предварительных чертежей, эскизов и проработке на бумаге или копирования). Главным колористическим элементом хохломской росписи является киноварь на золоте.
Исторически этот вид росписи зародился в деревнях современного Ковернинского района Нижегородской области куда в XVII в. бежали из подмосковных земель старообрядцы последователи Аввакума не принявшего церковную реформу Никона. Пришельцы-переселенцы были знакомы с различными ремеслами, в том числе резали ложки, переписывали старинные книги. Им был известен способ золочения твореным золотом, т.е. растертым в порошок и смешанным с клейкими веществами. Следует отметить, что XVII-XVIII вв. русские иконописцы умели также имитировать золочение, употребляя вместо золота серебряный порошок. Посеребренную поверхность дерева покрывали желтоватым вареным льняным маслом (олифой), которая становилась похожей на золотую. Однако и серебряный порошок был дорогим для крестьян, поэтому деревенские художникииспользовали более дешевый – оловянный. Так хохлома, используя опыт иконописцев и мастеров церковной утвари, а также местные традиции посудного дела и явилась более поздним отражением искусства окраски дерева на Руси.
Со временем искусство хохломской росписи распространилось по всемуЗаволжскому краю. Само же село Хохлома Ковернинского района стало местом торжищ и базаров, где оптом продавали готовые расписные изделия, а мастера приобретали заготовки. В начале прошлого века кустари г. Семенова (И.И. и С.С. Юзиковы, А.П. и Я.И. Распопины, Я.Д. Красильников, И.Е. Тюкалов и др.) объединились в артели под руководством художника Г. Матвеева. В результате была создана школа росписи и токарного искусства, а Семенов превратился в столицу золотой хохломы. К 1919 г. были зарегистрированы Семинская, Новопокровская, Хрящевскаяи Мокушинская артели, объединившиеся в 1960 г. в один коллектив – фабрику «Хохломской художник», которая преобразована в 1991 г. в ОАО «Хохломской художник».
Главной темой хохломских художников является растительный орнамент с насыщенными красками осеннего русского леса. Однако в начале ХХ в. были попытки сочетать традиционный узор с портретом, сюжетным рисунком и даже с геометрическим орнаментом. Появились и новые технологии, составы красок, позволявшие надолго сохранять блеск изделий, чтобы продолжить их многолетнее использование их в быту. Золотой хохлому называют за ее характерных цвет и блеск, которые достигаются использованием алюминиевой краски и льняного масла, сплавляющихся при обжиге в печи при температуре около 300 °С.
Различают следующие стили росписи: кудрина («кудрявый» орнамент золотого и черного цветов, одним из источников которого стали старообрядческие рукописные книги с их заставками со сложными узорами в виде переплетенных растений, перехваченных колечками, украшенные золотом и подцвеченные киноварью)), травка (изображение ягод и зеленых листьев с волнообразным ритмом побегов), подфон (растительный орнамент на черном фоне), а так же редкие – древко и пряник. Идею создания в хохломской росписи древних славянских символических изображений выдвинул в середине 50-х годов прошлого века один из старейший художников хохломы – С.В. Веселов. Так, древний символ – «пряник», композиция которого включала изображение растительных волнообразных побегов, то расходящихся, то сливающихся в единую ветвь, каждый завиток стебля которой венчает гроздь ягод или алый цветок, являл собой солнышко.
К концу ХХ в.окончательно сформировался уникальный стиль хохломской росписи, предполагавший лишь растительные мотивы, допуская фигуры птиц и рыб.
Все разнообразие хохломской росписи можно разделить на два типа: «верховое» письмо, при котором красочный орнамент расположен на золотистом фоне и письмо «фоновое», в котором узор золотой, фон черный или красный.
Традиции хохломской росписи в настоящее время продолжают фабрика ЗАО «Хохломская роспись» в Семенове, ОАО «Хохломской художник» и ООО «Промысел» в д. Семино Ковернинского района. В историю хохломы вошли имена патриархов хохломской росписи: братьев Ф.Ф. и С.Ф. Красильниковых, братьев А.Г. и Н.Г. Подоговых, А.М. Серова, Ф.А. Бедина, С.П. Веселова. Продолжают их традиции народные художники России, лауреаты Гос. Премии России им. И.Е. Репина В.А. Удалова, А.С. Карпова; заслуженные художники России О.Н. Веселова, Н.Г. Тимачева, Е.А. Лямина, Н.П. Пешехонова, Т.А. Касаткина и др.
Профессиональную подготовку художников росписи по дереву проводит в г. Семенове ГБОУСПО «Семеновский индустриально-художественный техникум», имеющий Воскресенский филиал.