Галкина Елена Юрьевна

Галкина Елена Юрьевна

Главный художник ЗАО «Хохломская роспись» (г. Семенов)

 

Галкина Елена Юрьевна родилась 22 апреля 1977 года в деревне Деяново Семеновского района Горьковской (ныне Нижегородской) области. В 1995 году она окончила СХПТШ (Семеновскую художественную профессионально-техническую школу) по специальности «художник росписи по дереву». В том же году Елена была направлена на работу в объединение «Хохломская роспись» – художницей росписи по дереву в авторскую группу  цеха № 2. Уже в декабре 1995 года ей был присвоен 6-й производственный разряд. В 1997 году Галкина была переведена художницей в творческую группу.

Более 20 лет Е.Ю. Галкина работает в коллективе «Хохломской росписи». За отличные производственные показатели ей неоднократно присваивалось звание «Лучший по профессии». В 2002 году Елена стала лауреатом Всероссийского смотра-конкурса «Молодые дарования» в области народного творчества, за что получила диплом. В 2004 году за высокий профессионализм и большой творческий вклад в популяризацию народных художественных промыслов Елена Галкина была награждена благодарственным письмом Законодательного Собрания Нижегородской области. В 2007 года Елену Юрьевну как наиболее перспективного мастера, способного внести достойную лепту в развитие хохломского промысла, переводят на работу в творческую лабораторию.

Е.Ю. Галкиной посчастливилось работать бок о бок с мастерами старшего поколения: Е.Н. Доспаловой, А.И. Куркиной, О.С. Батуриной, Н.П. Сальниковой и другими. Именно от них она перенимала знания и любовь к хохломскому искусству, училась смело экспериментировать, создавать новые оригинальные композиции. Елена Галкина обладает удивительным чувством формы и ритма, ее композиции нарядны, многоплановы и вместе с тем четко структурированы. Глядя на росписи изделий, выполненные Галкиной, невольно вспоминаешь богатые оклады старинных книг, заставки-буквицы средневековых грамот, резные и расписные киоты, восточные и русские ткани с набойкой. И это неслучайно, ибо традиционное народное искусство через творчество не одного поколения художников впитывало и шлифовало те орнаментальные принципы, которыми пользуются и современные мастерицы хохломы, внося в изделия новое, индивидуальное. Своей манерой исполнения хохломских узоров отличается и творчество Е.Ю. Галкиной, которой в равной степени удается и верховое, и фоновое письмо. Художница по-своему решает ритмическую основу композиции, внося в живописную «травку» элементы строгой линейности и, наоборот, в линейность графики росписи «кудрины» – живописное разнообразие. Строгость черного, красного и золотого часто дополняется ей зеленым цветом, что придает особую динамику традиционному хохломскому узору.

Умело сочетая в одной композиции асимметрию хохломского завитка или волны на вогнутой части тулова вазы с раппортной симметрией орнаментального пояска на выпуклой части, дополняя их красными поясками поддона внизу и воротничка вверху, мастер создает уникальные произведения декоративно-прикладного искусства.

Несомненный интерес представляют расписные изделия Е.Ю. Галкиной со скульптурными элементами виде птиц и вазы-птицы (лебеди, павлины, глухари). Причудливые хохломские изделия с зооморфными скульптурными элементами бытовали в начале и в 30-х годах прошлого века в виде петушков да курочек – ручек к чашам, солонок-утиц, коньков-ковшей, идущих от более древних форм славянской посуды. Но у современных мастеров зооморфная тематика в расписной посуде получила свою оригинальную интерпретацию. Сегодня и форма отдельных элементов изделия, и единичные или парные композиции виде тех или иных птиц приобрели более сложный и разнообразный силуэт, что, несомненно, создает трудности при росписи предметов и требует от художника тонкого чувства формы, меры и единства стиля.

Елена Галкина умело справляется как с единичными композициями, так и с парными фигурами. Чаши «Лебедь», «Лебедь и голубка», «Жар-птица» и «Утицы», ковш «Павлин с короной» и другие изделия Галкиной наглядно демонстрируют, насколько мастер гармонично накладывает орнамент на форму, стараясь подчеркнуть пластику каждого элемента изделия. Разумеется, произведения такого рода имеют выставочный характер, также они приобретаются как дорогой элитный подарок для украшения престижного интерьера, что накладывает на авторов особую ответственность и требует исключительного мастерства исполнения как резчика, так и художника.

Наряду с крупными формами Елена Галкина обращается и к ювелирным предметам. Расписная бижутерия художницы так же пользуется спросом, как и ее традиционные хохломские изделия. Краски лета и осеннего листопада, матушки земли и огня, натурные наблюдения и созерцание произведений народного искусства, собственные фантазии, рожденные неуемным воображением, синтезируются в творчестве Галкиной в неповторимые орнаментальные композиции, за которыми стоят знания и опыт, и вдохновение, и восторги, и огромное трудолюбие.

Елена Галкина – участница многих зональных, региональных, республиканских выставок и конкурсов. Она лауреат конкурса «Молодые дарования» (Москва, 2002) и IV Всероссийского конкурса мастеров резьбы и росписи по дереву «Древо-2008» в номинации «Традиционная роспись» (2008); награждена дипломом за II место в конкурсе профессионального мастерства «Золотые руки» (2004), благодарственным письмом от Законодательного Собрания Нижегородской области (2004), дипломами за участие в IX художественной выставке «Русское чудо» (2006), за I место в конкурсе «400-летие народного ополчения Минина и Пожарского» в номинации «Художественная роспись по дереву и стеклу» (2012), за участие в работе Города мастеров («Ладья-2007», «Ладья. Зимняя сказка – 2012»), свидетельствами за участие во Всероссийской ярмарке-смотре «Молодые дарования» (1996 – 2012).

Творчество Е.Ю. Галкиной неоднократно освещалось в прессе, в областных, районных газетах, журналах, книгах, фильмах о хохломском промысле. Ее работы украшают страницы книг и каталогов. Елена Юрьевна демонстрирует свое умение как в России, так и за рубежом, проводя мастер-классы и завораживая зрителей и знатоков промысла виртуозностью владения кистью. Благодаря настойчивости, целеустремленности, приобретенному опыту работы с людьми Елена Юрьевна с 2014 года занимает должность главного художника предприятия (ордена «Знак Почета» АО «Хохломская роспись»).

Изделия Галкиной, постоянно демонстрирующиеся на выставках разных уровней, составляют часть хохломского наследия, прославляющего промысел, умножающего копилку сокровищ национальной культуры.  Бережное отношение к старинным обычаям и постоянные поиски нового, того, что развивает традиции хохломского искусства – вот творческое кредо Елены Галкиной, неутомимой труженицы и интересного мастера, с 2016 года – заслуженного мастера народных художественных промыслов Нижегородской области.
© Н.В. Квач, С. И. Квач. Живое древо традиций

https://goldenhohloma.com/