Ильина Вероника Ивановна

Ильина Вероника Ивановна

Художник росписи по дереву ЗАО «Хохломская роспись» (г. Семенов)

 

Вероника Ивановна Ильина родилась 13 июня 1956 года. После окончания Семеновской художественно-профессионально-технической школы, где приобрела профессию художника росписи по дереву, в 1974 году она пришла на фабрику «Хохломская роспись», а в 1975-м ей уже было присвоено звание «Ударник коммунистического труда».

С 1999 года Вероника Ивановна работает в составе авторской группы цеха № 2, в которую входят ведущие художники предприятия. На фабрике она трудится уже более 40 лет и сегодня является ветераном ордена «Знак Почета» ЗАО «Хохломская роспись». В.И. Ильиной присвоен самый высокий производственный разряд – 6-й. Ее труд отмечен в 2002 году Почетной грамотой Министерства культуры Нижегородской области, в 2006 году –  Почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и Российского профсоюза работников культуры, в 2012 году – дипломом губернатора Нижегородской области. Эти и многие другие почетные грамоты, дипломы и благодарственные письма свидетельствует о признании заслуг Вероники Ильиной в области развития народных художественных промыслов широкой общественностью и администрацией предприятия, района, области.

Владея приемами верхового и фонового письма, стилистикой «травки» и «кудрины», Вероника Ивановна стремится в любом изделии максимально использовать художественно-образные возможности каждого вида письма, зачастую вписывая в растительный узор птиц или бабочек. Орнамент может быть простым, состоящим из цветов ромашек, листьев и травинок, а может быть таким замысловатым, что создает ощущение фантастического сада. Наряду с традиционными для хохломы черным, красным и золотым цветом Ильина часто использует зеленую краску, но не как ведущий цвет, а как оживки, которые зелеными искорками рассыпаются по орнаменту, придавая ему особую яркость и динамичность. Подвижность, текучесть и асимметричность являются характерными свойствами хохломских узоров, что великолепно обыгрывается мастерицей как на простых, так и на сложных формах изделий. В вазах она подчеркивает движение вверх, на чашах и блюдах – ход узора по кругу, обращаясь к изделиям прямоугольной формы, сундучкам и шкатулкам, создает замкнутые композиции с обратным ходом волны, что заставляет вновь и вновь рассматривать орнамент, поворачивая предмет то в одну, то в другую сторону.

Хохломская роспись коварная: несмотря на то, что она выполняется свободными кистевыми приемами без предварительного рисунка, она не терпит небрежности и требует особого чувства стиля, формы, композиции. Изделия Ильиной всегда безупречны по своим художественным достоинствам.   Кажется, что каждый предмет, прежде чем расписать его снаружи и внутри, мастерица любовно изучает, подбирая колористическое решение, задумывая орнаментальный образ из тех или иных элементов. А сама роспись идет, как песня поется,  – плавно, с теми или иными акцентами, с придыханием, повторами и  протяжками; только эта орнаментальная мелодия не слышимая, а видимая.

При наблюдении за работой хохломских мастериц невольно создается ощущение какого-то волшебства: словно ниоткуда появляются травы, цветы, птицы, и на глазах возникает чудный узор, и тот или иной предмет приобретает особый, только ему присущий образ. У Вероники Ильиной, хорошо владеющей традиционным письмом, наблюдается свой подход к орнаменту, который заключается в умелом чередовании крупных масс цветов, поддерживаемых разнообразной формы и величины листьями, с мелкими дополнениями из травинок, бусинок и оживок. Если в росписи есть птицы или бабочки, они обязательно акцентированы как главные элементы узора.

Необходимо также отметить, что в орнаментах Ильиной изумительно стилизованы зооморфные элементы. Основываясь на том, что растительный узор – это основа хохломской росписи, художница птиц и бабочек уподобляет сказочным цветам, при этом нисколько не разрушая их природный вид. Но не только традиционные формы чаш, ваз, братин в виде утиц мастерски расписывает Вероника Ивановна. Так, например, конфетница или фруктовницы в виде скульптурных композиций оформляются ей с пониманием всей сложности композиции, которую нельзя уподобить натуральной станковой скульптуре. Вкус мастера, ее знание и понимание законов декоративной композиции, не терпящей натуральности и реализма, помогает Ильиной найти ту меру обобщения и условности орнамента, которая не разрушает предметности, оставляя изделие в пределах анималистического жанра, при этом в лоне декоративно-прикладного искусства.

Вероника Ильина – участник многих районных, областных, региональных и всероссийских выставок, фестивалей, ярмарок, конкурсов и смотров. Ее произведения обращают на себя внимание не только мастерством исполнения, но и фантазией, разнообразием и какой-то удивительной затейливостью. Вероника Ивановна является наставником молодежи: мастерица старается передать свой опыт начинающим. Почетное звание «Заслуженный мастер НХП Нижегородской области» еще раз подтверждает, насколько творчески и самоотверженно трудится В.И. Ильина, для которой, как и для многих других мастериц, хохломская роспись и творчество не просто заработок, а служение своему делу. Доброта и отзывчивость её характера словно наполняют ее произведения особым светом, который радует глаз и от которого поет душа.
© Н.В. Квач, С. И. Квач. Живое древо традиций