Промыслы

Чернолощеная керамика

«При первом взгляде на изделия семейной мастерской Щипановых создаётся впечатление, что вещи эти имеют большее отношение к сказке нежели к реальности. Каждый предмет произведение искусства, сочетающее в себе средневековую суровость с роскошью. Посуда, декоративные подсвечники, подарочные наборы, скульптуры и фигурки, а также многое другое все наделено душой и наполнено магией, источаемой руками художников. Казариновская керамика, […]

Городецкая золотная вышивка

Городецкая золотная вышивка – старинный промысел, сохранившийся на фабрике с одноименным названием. Общество с ограниченной ответственностью «Городецкая золотная вышивка» – предприятие, которое унаследовало традиции основанного в 2003 году ЗАО «Татьяна», преемника Городецкой строчевышивальной фабрики. В 1960 году Городецкая строчевышивальная фабрика объединила производственные артели, которые кучковались вокруг созданной в 1930 году городецкой артели «Красный швейник», насчитывающей […]

Стеклянная елочная игрушка

Елочные игрушки фабрики «Ариель» — совершенно уникальные по дизайну произведения, их не перепутаешь ни с каким другим новогодним украшением. Это отдельный самостоятельный вид прикладного искусства, где каждая из игрушек – завершенное художественное произведение, выполненное вручную. В 1992 году Аркадий Гаранов и Елена Терсинских основали производство стеклянной елочной игрушки, вложив в ее название собственные имена. Фабрику […]

ДПИ Ковровая вышивка

Техника изготовления панно заимствована из старинного народного промысла. На его основе, с добавлением технических новшеств и фантазии мастеров, разрабатываются новые оригинальные изделия. Для работы, говорят мастера, необходимо иметь хороший набор несложных, но удобных инструментов и набор ниток многообразной расцветки. Выбор иглы для вышивания зависит от материала основы, толщины ниток, характера рисунка. Игла должна быть немного […]

Балахнинское кружево

История возникновения искусства создания кружева уводит нас в Западную Европу XVI столетия. Право называться родиной кружевоплетения оспаривают Италия, Бельгия и Франция. Русское кружевоплетение появилось в XVII веке. Оно не только сохранило и развило лучшие традиции мастериц европейских стран, но и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приёмов и […]

Городецкая роспись

Этот вид росписи развивался в Городце и его окрестностях. Любимые мотивы художников — изображаемые «дамы» и «кавалеры» во время свиданий, чаепитий, застолий, прогулок в саду или по улице, поездки на лошадях, городецкий конь, птицы, стилизованные цветочные орнаменты с «розанами» и «купавками».

Нижегородский гипюр

Еще в конце ХIХ века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид строчевой вышивки «по выдергу», то есть по сетке, со звучным названием «гипюр» (от французского слова guipure — «сквозная вышивка»). Основой для узора служит сеточка размером от 0,5 до 0,8 см., а формируется эта сетка (рефеть) в самой ткани полотняного переплетения в цехе заготовки под ажур. Согласно рисунку-схеме на ткани намечается расположение будущей сетки, при ее создании определенные нити […]

Резьба по камню

Резьба по камню в Нижегородском крае связана со знаменитым «борнуковским мрамором». Его месторождение находится в долине реки Пьяны, у селаБорнуковоБутурлинского района. Этот камень добывался жителями села из одноименной карстовой пещеры с XVIII в.

Художественная керамика

Слово «керамика» происходит от греческого «керамос» — глина. Керамика находит применение в электротехнической промышленности, строительстве, химии, медицине, архитектуре и производстве посуды; велика роль керамики в изготовлении художественных изделий. Керамические изделия не боятся сырости и атмосферных влияний, поэтому история сохранила образцы керамического искусства (иногда в обломках и фрагментах) от древнейших магических глиняных фигурок до исключительных по […]

Узорно-ремизное ткачество

Узорное ремизное ткачество – старинный вид народного ремесла – было развито во многих деревнях Нижегородской земли, особенно на северных ее окраинах. Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, столешницы, полотенца. Материалом для ткачества служили лен, шерсть и хлопок. Нижегородское ткачество отличалось большой узорностью геометрического орнамента и тонкостью колорита. Количество цветов в ткани немногочисленно, гармонично […]

Казаковская филингрань

Самобытное направление художественной обработки металла в селе Казаково Нижегородской обл. сформировалось под прямым влиянием мастеров Красносельского промысла, которые были учителями местных ювелиров и создателями первых образцов изделий нового промысла, начавшего свою деятельность с середины 1930-х гг.

Резьба по дереву

Резьба по дереву Семенова, Балахны и Городца во многом следует образцам мастеров-резчиков прошлого с их секретами изготовления резных «украсов» и символике деревянных узоров. Глухую деревянную резьбу, украшавшую избы в деревнях и селах близ Балахны и Городца, в разное время называли по- разному: «глухой резьбой», «домовой», «долотной», но в дальнейшем, «корабельною резью», поскольку изначально такой резьбой украшали носовые части кораблей и лодок.

Хохломская роспись

Хохломская роспись не знает аналогов в мировом декоративном искусстве. Она обладает особой технологией, колоритом, своеобразным каноном и традициями, а, главное, уникальным стилем растительного орнамента, который исполняется художником кистью от руки (без предварительных чертежей, эскизов и проработке на бумаге или копирования). Главным колористическим элементом хохломской росписи является киноварь на золоте.

Семеновская роспись (матрешка)

Семеновская роспись приобрела широкую известность украшением традиционных местных матрешек в ярких платках с цветами. Родилась куколка нового облика в нач. ХХ в. в деревне Мериново Семеновского уезда на берегу Керженца.

Полховско-Майданская роспись

Третий центр росписи расположен на юге области в крупном селе Полховский Майдан Вознесенского района. Полховско-майданская роспись сложилась относительно недавно на рубеже ХIХ-ХХ вв. Выполняется она анилиновыми красками с преобладанием ярко-розового, желтого, зеленого и фиолетового цвета на предметах кухонной утвари, игрушках-тарарушках, небольших сувенирах.

Резьба по кости

Резьба по кости в Нижегородском крае представлена мастерами Варнавино. Вместе с тем еще в XVIII в. умельцы Павлова и Ворсмы украшали ножи костяными рукоятками в виде объемных малых скульптур: фигурки львов, драконов, птиц, воинов. Возрождение косторезного промысла в ХХ в. связано с именем мастера Парфена Черникова.

Художественная обработка металла

Обработка металла как вид декоративно-прикладного искусства с давних времен представлен в Нижегородском крае своими традициями металлообработки. Одним из центром кузнечного и ножевого промыслов был и остается древний город Павлово на Оке.

Валяльный промысел

Валяльный и кожевенный промыслы в Нижегородском крае также имеют свои традиции.В селах Борского района и в Арзамасе делали валенки и кошму, изготовляли войлочные шляпы. Простые валенки «каталки» (отсюда название «катанки» из овечьей шерсти естественных цветов – черной, серой, белой).

Лозоплетение

Лозоплетение как вид ДПИ развивается в Нижегородском крае с конца XIX-начала ХХ вв. Жители Павлова, Арзамаса, Лысково и Городца владели искусством плетения из лозы — здесь до сих пор делают не только изящные и легкие корзины, но и мебель.

Гончарное ремесло

Гончарное ремесло – старинный вид народных промыслов Нижегородского края. В таких районах области как Богородском, Городецком, Больше-Болдинском, ряде других сохранились традиции гончарного ремесла.

Обратная связь