Резьба по дереву (Городецкий, Семеновский, Ковернинский, Чкаловский, Ветлужский, Павловский, Тоншаевский, Воскресенский, Краснобаковский районы, г. Н. Новгород) во многом следует образцам мастеров-резчиков прошлого с их секретами изготовления резных «украсов» и символике деревянных узоров. Глухую деревянную резьбу, украшавшую избы в деревнях и селах близ Балахны и Городца, в разное время называли по- разному: «глухой резьбой», «домовой», «долотной», но в дальнейшем, «корабельною резью», поскольку изначально такой резьбой украшали носовые части кораблей и лодок. Постепенно многие резчики, украшавшие суда, стали применять свои навыки при постройке домов, поэтому многие мотивы корабельной резьбы постепенно перешли на фасады домов. Наиболее нарядно такая резьба представлена в Городецком, Чкаловском и Балахнинском районах области. Особенно богато украшались фризовые (лобовые) доски, фронтоны, наличники и ставни изб, где резные образы сплетались в сложные композиции.
Тематика такой резьбы традиционно унаследовала фольклорные язычесике мотивы – это различные мотивы родной природы: симметрично располагающийся богатый растительный орнамент, вазоны с пышными букетами, виноградные лозы, а также солярные символы, главные элементы которых – ромб как символ земли и круг – символ солнца (иногда восходящего солнца – полукруг). Соединение круга и ромба всегда считалось символом плодородия. Образы мифических, сказочных существ: русалки-фараонки (полуженщины-полурыбы), берегини, птицы-сирены с женским лицом и роскошным хвостом павлина, алконосты, птицы-львы и т.п. Самым ярким примером является знаменитый комплекс городецкой резьбы дома Мохова в селе Николо-Погосте, который в настоящее время украшает один из залов русского декоративно-прикладного искусств Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. Кроме того дом графини Паниной, дом купца Петелина и целый ряд купеческих домов «Музейного квартала» г. Городца. Традиции старинной домовой резьбы, впитавшей в себя образы народного фольклора продолжил городецкий мастер Сергей Соколов, выполнивший копию надвратной доски XIX в. дома Паниных. Те же традиции резьбы по дереву продолжают мастера фабрик Городецкой и Семеновской росписи.
Кроме того мастера Нижегородского края занимаясь выразительной рельефной резьбой по дереву изготавливали шкатулки, панно, сундуки, резные доски с фигурами животных и стилизованными лицами людей. Знамениты на всю страну городецкие резчики традиционных пряничных досок, с помощью которых штампуются узоры на пряниках перед выпечкой и в наше время. Пряничные доски – особое произведение искусства контррельефной резьбы. Неслучайно резные пряничные доски XVIII-XIX вв. хранятся в собрании Государственного исторического музея, а в самом Городце создан известный теперь в России и за рубежом Музей пряника, в котором представлены уникальные экспонаты таких досок городецких мастеров.