Это третий центр нижегородской росписи, расположенный на юге области в крупном селе Полховский Майдан Вознесенского района. Полховско-майданская роспись сложилась на рубеже ХIХ-ХХ вв. как производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской губернии. Считается, что крестьяне села Полховский Майдан переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших деревянную посуду у себя в монастыре с конца XVIII в.Первые токарные изделия (посуду), продававшиеся на ярмарках, не раскрашивали. Однако известно, что в 1916 г. кустарь Павел Никитич Полин привез в село выжигательный аппарат, после чего и посуду, и игрушки начали покрывать выжженным рисунком как это делали и мастера Сергиева Посада. Вскоре контур начали раскрашивать масляными и клеевыми красками, а с середины 1930-х годов и яркими анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный рисунок заменили рисунком тушью, а с начала 1980-х годов применяется роспись по фону обожженному паяльной лампой.
Сейчас роспись выполняется анилиновыми красками с преобладанием ярко-розового, желтого, зеленого и фиолетового цвета на предметах кухонной утвари, игрушках-тарарушках, небольших сувенирах, матрешках. Любимые темы — орнаменты из цветов (шиповник, мак, ромашка, тюльпан) и наивно нарисованные условные сельские пейзажи с закатным состоянием природы («зорькой»). Эти виды композиции существуют как в чистом виде, так и сочетании, т.е. орнаментально-тематической. Свободное кистевое письмо существует в разных варианта, так, например, роспись с наводкой (обводка черным контуром), роспись со светлыми краями без наводки. Изделия обязательно покрываются бесцветным лаком в три слоя, чтобы поверхность изделия делалась сияющей. В сельский пейзаж также вводятся курочки, гуси, собачки, кошечки, речка или пруд. В 1928-1930 гг. было налажено производство расписных выточенных на токарных станках игрушек — свистулек, матрешек, яиц, балалаек, грибов-копилок, шкатулок-яблок, самоварчиков, которые и были названы «тарарушками», отдельные кустари объединились в артель «Красная заря». Село Полховский Майдан с середины ХХ в.стало центром нового промысла, а в 1960-е годы артель кустарей преобразована в Полховско-Майдановскую фабрику игрушек. Развивался промысел и в деревне Крутец, а также в поселке Вознесенское, где в 1972 г. возникает производственно-художественное объединение «Полховско-Майдановская роспись».
Не похожа на привычную матрешку и полховско-майданская народная кукла. Вместо сарафана – овальный передник, украшенный крупными яркими цветами. На голове не платок, а спадающая на плечи накидка, а ягоды и листья сплошь закрывают фигурку. Гордость жителей района – Музей матрешки, в котором представлены 1500 изделий. На базе фабрики игрушек в райцентре Вознесенское открыто производственно-художественное объединение «Полховско-Майданская роспись».
Получили широкую известность и миниатюрные расписные игрушки полховско-майданского мастера П.Е. Сентюрёва: лошадки, балалайки, самовары, шкатулки с секретом 3-4 сантиметра размером. Другое поколение мастеров: его внучка В.А. Масягина, Е. Танкова, В.И. Дёмин, В.В. Юртов, П. Курилкина в сложных рыночных условиях стараются продолжить традиции полховско-майданских промыслов, выполняя самые разные формы матрешек, свистулек, фигурок животных, забавные вещи как бирюльки. Традиции полховско-майданской росписи сегодня продолжает ИП В.В. Юртов. Изделия Юртова- Курилкиной имеют статус народно-промысловых.