Городецкая золотная вышивка

Городецкая золотная вышивка

Городецкая золотная вышивка – старинный промысел, сохранившийся на фабрике с одноименным названием.
Общество с ограниченной ответственностью «Городецкая золотная вышивка» – предприятие, которое унаследовало традиции основанного в 2003 году ЗАО «Татьяна», преемника Городецкой строчевышивальной фабрики. В 1960 году Городецкая строчевышивальная фабрика объединила производственные артели, которые кучковались вокруг созданной в 1930 году городецкой артели «Красный швейник», насчитывающей более 100 человек. До артели «Красный швейник» в Городце в 1920-е годы существовало несколько артелей и надомники.
С давних пор славились мастерицы Городца своими вышивками, золотное шитье тут практиковали не только для местных нужд, но и для продажи. В советское время, в 1937 году, «Красный швейник» насчитывал уже 300 человек, тогда его переименовали в честь 21-й годовщины Октября. Продукция с вышивкой крестом в большом количестве шла на экспорт. В годы Великой Отечественной войны артель работала для фронта – шили солдатское белье, обмундирование, вышивали гвардейские знамена. В 1949 году сюда пришла выпускница Московского художественно-промышленного училища имени Калинина Антонина Васильевна Богачёва, сделавшая многое для возрождения в Городце золотного шитья. Только в 50-х годах артель восстановила свое довоенное производство и получила новое оборудование в виде электрических машин, что позволило увеличить производительность труда вышивальщиц, не снижая качества изделий и их художественных достоинств. На выставках в Москве в 1951 и в 1952 годах городецкие вышивальщицы были отмечены премиями и дипломами. В 1960 году швейная артель была преобразована в строчевышивальную фабрику, где в 1965 году была создана экспериментальная группа, работавшая в тесном контакте со специалистами Научно-исследовательского института художественной промышленности. Поддержка на государственном уровне, тесная работа с искусствоведами и технологами научного института, привлечение и поощрение талантливых кадров привели к расцвету промысла в 1970-х годах. Участие в выставках, фестивалях, конкурсах (не только отечественных, но и зарубежных), приобретение изделий фабрики государственными учреждениями, частными лицами, музеями, экспортирование товаров, привели к расцвету золотошвейного производства в Городце.
Разгром страны в 90-х годах не мог не сказаться и на этом успешно развивающемся промысле. Попытки сохранить его в том или ином виде не увенчивались успехом. Но с 2006 года, после создания ООО «Городецкая золотная вышивка», можно говорить о новом этапе развития старинного нижегородского промысла. Пережив под руководством генерального директора Геннадия Евгеньевича Белова кризис 2008 года, ООО «Городецкая золотная вышивка» успешно развивается, выпуская изделия на основе традиционной вышивки Нижегородского края. В 2009 году наряду с другими учреждениями Нижнего Новгорода, такими как Арзамасский историко-художественный музейный комплекс, Дальнеконстантиновский народный краеведческий музей, музей Нижегородской духовной семинарии и народный коллектив «Ивушка», ООО «Городецкая золотная вышивка» стала участником уникальной выставки «Вне времени: нижегородские народные художественные промыслы», которая состоялась в марте – мае в Нижегородском государственном выставочном комплексе. Выставка состояла из нескольких разделов, и особенно впечатляющей была экспозиция с разнообразными изделиями мастериц ООО «Городецкая золотная вышивка».
Уникальные образцы вышивки золотой нитью восходят к IV веку до нашей эры. Считается, что такая вышивка берет свое начало в государствах Передней Азии, Ближнего и Дальнего Востока – Китае, Индии и Византии. Ее использовали в мужских одеяниях, и вышивали, как правило, только мужчины. В Европе с приходом христианства такая вышивка вошла сначала в церковный обиход, а затем и в светский. В Византии, Средневековой Европе и Древней Руси для нее использовались не только золотые и серебряные, но и другие металлические нити.
Вышивка с золотым и серебряным покрытием нитей стала называться золотным шитьем. Диковинные растения, сказочные звери и птицы образовывали роскошные, причудливые узоры. Золотом и серебром вышивали покровцы, воздухи и плащаницы. Золото и серебро ткали, свивали или заплетали в нити, вытягивали в проволоку, которой вышивали по дорогой ткани. Такая работа требовала особой сноровки, ибо золотые и серебряные нити столь тонки, что от малейшего неосторожного движения рвутся. Многие русские монастыри славились золотошвейным мастерством. В Крестовоздвиженском монастыре Нижнего Новгорода, в Никольском монастыре и Алексеевской общине Арзамаса существовали целые мастерские золотной вышивки. Украшения вышивкой подобного типа одеяний духовных лиц, одежды царей и лиц королевской крови, князей и бояр придавали особенно торжественный и богатый вид этим особам, увеличивая их значимость. С XVII века на Руси золотная вышивка вошла в обиход у купечества, затем ею стали украшать женскую одежду зажиточные крестьяне и ремесленники. Такой наряд, как и расшитый золотом и серебром платок, составлял капитал семьи и передавался по наследству.
Славились своими мастерицами села Чернуха Арзамасского уезда, Безводное, что на Волге, и Городец. Когда на Нижегородской земле стал развиваться этот промысел, сказать трудно, а вот, продержался он вплоть до начала XX века. И, что интересно, если в Западной Европе золотной вышивкой украшалась одежда светской и военной аристократии, то в Заволжье и в некоторых селах Арзамасского уезда она использовалась в крестьянском и купеческом праздничном костюме. Такой вышивкой украшались душегреи, платки и шали, повойники и другие головные уборы. Нижегородская вышивка отличалась от вышивок Москвы, Торжка, Казани и Твери целым рядом особенностей. Она была, как правило, многослойной, рельефной, с характерным растительным орнаментом из цветов и завитков-трав.
Традиционные узоры и сегодня практикуются мастерицами ООО «Городецкая золотная вышивка». В ассортименте предприятия и эксклюзивные образцы разнообразной женской одежды, и скромные платочки, шарфики и косынки. Популярны палантины, которые приобретают как молодые, так и женщины в возрасте. Также пользуются спросом роскошные вышитые скатерти, шторы, подушки и покрывала, занавесы из дорогих тканей и бытовые недорогие кухонные и столовые принадлежности. Значительную долю в ассортименте занимает сувенирная продукция – декоративные панно и штандарты. Производство произведений церковного искусства стало особым направлением «Городецкой золотной вышивки». Вышивание плащаниц, воздухов и покровов требует особого старания и умелого использования всех трех видов золотного шиться – сплошного, или «в лом», с просветами, с линейными гладевыми элементами.
Изделия мастериц ООО «Городецкая золотная вышивка» экспонируются как на отечественных выставках разного уровня (от местного до столичного), так и на зарубежных. В Англии и Чехии, на Украине и в Белорусии, во Франции и в Аргентине были представлены изделия вышивальщиц. Золотное шитье, белая и цветная гладь, тамбур и аппликация, счетные швы и гипюр – это разнообразие вышивок сегодня практикуется мастерицами Городца на самых разнообразных изделиях, которые, как и принято в народном искусстве, с одной стороны, традиционны, а с другой — уникальны. Наталья Юрьевна Дудина – генеральный директор ООО «Городецкая золотная вышивка» – говорит о невероятных трудностях в поддержке традиционной продукции и о необходимости на государственном уровне более эффективно поддерживать развитие народных промыслов – этого уникального достояния страны. В экспозициях музеев Москвы и Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Сергиева Посада, Городца и других городов, в государственных и частных коллекциях представлены произведения городецких вышивальщиц. Многие знаменитые женщины России и зарубежные леди имеют в своем гардеробе знаменитые городецкие золотной вышивки платки и шали, палантины и накидки.
В 2015 году ООО «Городецкая золотная вышивка» представило на получение почетного звания «Заслуженный мастер народных художественных промыслов Нижегородской области» художника Светлану Евгеньевну Серову.