Соколова Светлана Николаевна

Соколова Светлана Николаевна

Художник росписи по дереву ООО «Племзавод им. Ленина»

(д. Сухоноска Ковернинского р-на)

Светлана Николаевна Соколова родилась 10 февраля 1975 года в деревне Голибино Ковернинского района Горьковской области в семье художника хохломской росписи Клавдии Александровны Запылихиной. Хохлома с детства была ей хорошо знакома и притягивала к себе, поэтому после окончания 11 классов Семинской школы в 1992 году Светлана поступила ученицей художника хохломской росписи на ковернинскую фабрику «Хохломский художник», что находилась в деревне Семино.

С первых дней своей работы на фабрике Света показала себя вдумчивым, талантливым человеком, старавшимся не просто освоить азы хохломской росписи, а понять закономерности народного искусства, почувствовать душу хохломского орнамента, форму того или иного изделия. У мастера творческой группы Зои Ивановны Сироткиной Светлана перенимала опыт, внимательно присматривалась к приемам письма наставницы, и благодаря удивительному трудолюбию девушка быстро освоила все приемы хохломской росписи и начала работать творчески, с огоньком и старанием.

Почти четверть века связывает С.Н. Соколову с хохломой. С 1998 года она работает художницей росписи по дереву филиала ООО «Агрофирма «Волготрансгаз», реорганизованного в 2013 году в ООО «Племзавод им. Ленина». В 2009 году Светлана окончила Нижегородский технологический техникум, что позволило ей не только расширить кругозор, но и по-новому подойти к своей работе. Благодаря таким, как она, мастерицам расширяется ассортимент продукции и сохраняются традиции исконного ковернинского промысла.

Наиболее привлекательным видом хохломской росписи для Светланы Соколовой является роспись под фон с элементами «кудрины» и «травки». Но в семино-ковернинской хохломе «травка» и «кудрина» особые, не как у семеновцев с «Хохломской росписи». Те более фантазируют, а ковернинцы идут от земли, от натурных впечатлений. Фаворитом у семинских хохломичей, несомненно, является ягодка земляника: красная, яркая, с резным трилистником и пятилепестковыми цветами, в сочетании с травами верхового письма. Она привлекает своей декоративностью и нарядностью. Помимо традиционной хохломской посуды, сегодня в хохломе присутствует много новых вещей; там и корова в землянике и цветах, и свинка в гроздьях смородины смотрятся забавно и весело.

Наряду с малиной выписывают семинские мастерицы крыжовник. У Соколовой он часто золотистого цвета – так называемый янтарный, а бывает и оранжевый, и зеленый, и красный. Огненно-красные гроздья калины и алые ягоды рябины требуют особого чувства пластики орнаментальной композиции и меры в изображении мелких элементов и целостного орнамента. Хохломские изделия, украшенные орнаментами с кистями красной или черной смородины, всегда эффектны и выразительны.

Из цветов, кроме яблоневого и ягодного цвета, хохломские мастерицы часто обращаются к простой ромашке, лепестки которой необязательно должны быть белого цвета. В хохломе они чаще всего золотистые, словно освещенные лучами восходящего или закатного солнца. Символом солнца и счастья является и сказочная Жар-птица, которую так же часто хохломские мастерицы пишут на своих изделиях. Поднос Соколовой с Жар-птицей горит красками летнего погожего дня, когда солнце играет.

Декоративный цветочно-ягодный и травяной ковернинский орнамент многовариативен, удивительно разнообразен и у каждой мастерицы неповторим. У Светланы Соколовой узоры словно находятся в постоянном движении, в том ритмическом круговороте, который и есть сама жизнь природы в ее постоянной изменчивости и неповторимости.

Наряду с «травкой» Светлана обращается и к «кудрине» – орнаменту более строгому и торжественному. Расписывая этим видом узора как традиционные поставки и чаши, так и необычные вещи – сложной формы токарные вазы, резные ковши, формы для часов, фигурные ковши и фруктовницы или фигурные вазы для пасхальных яиц, мастерица каждый раз находит соответствующие растительные мотивы, основные и дополнительные элементы. Чаши-лебеди, вазы-петухи, часы в виде Жар-птицы или голосистого петуха и многие другие экзотические вещи требуют внимательного отношения к форме изделия, на которую наносится орнамент. Подчеркнуть красоту формы орнаментом, при этом показать и ценность узора, – все это не так просто. Здесь требуется особая сноровка, чувство пластики, понимание законов орнаментального ритма и принципов целостности построения декоративной композиции.

Светлана Соколова работает с самыми разными формами изделий, и наряду с привычными для хохломы предметами в ее ассортименте сегодня появляются нетипичные для семинцев токарные сувенирные игрушки – это и витязь-богатырь, и мельница, и матрешки с хохломскими узорами. Творческие поиски мастерица ведет в разных направлениях, что-то сразу получается удачно, что-то приходится дорабатывать. Новое – оно всегда требует совершенствования. Но творческие поиски не прекращаются, и традиции не застывают на месте, а развиваются в новых условиях и согласно новым требованиям потребителя.

Для сегодняшнего дня наиболее востребованы усложненные фигуративные формы изделий, замысловато-обильная орнаментика, необычное цветовое решение. Часто эти требования заказчика-потребителя противоречат традициям народного искусства, в котором лаконичная целесообразность узоров сочеталась с назначением вещей, то есть с их утилитарным предназначением. Сегодня товары народных промыслов все более приобретают характер дорогих подарков, что диктует свои требования к ним.

Художественную значимость изделий С.Н. Соколовой отмечал народный художник РФ Н.А. Гущин – потомственный хохломич, член правления НОСХР, художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Нижегородской области и заслуженный работник сельского хозяйства Б.В. Замятин, а также глава местного самоуправления Ковернинского муниципального района В.А. Куландин и многие искусствоведы, которым приходилось видеть работы Соколовой на выставках и фестивалях, конкурсах и ярмарках.

В 2017 году Светлане Николаевне Соколовой было присвоено звание «Заслуженный мастер НХП Нижегородской области».