Рябкова Светлана Николаевна

Рябкова Светлана Николаевна

Художник росписи по дереву ЗАО «Хохломская роспись» (г. Семенов)

Светлана Николаевна Рябкова родилась 8 августа 1964 года. В 1982 году, после окончания Семеновской художественной профессионально-технической школы, Светлана пришла на предприятие «Хохломская роспись», где и трудится более 30 лет в качестве художника росписи по дереву 6-го – самого высокого – профессионального разряда.
Глядя на произведения современных мастериц, понимаешь, как далеко они ушли от своих предшественников, которые в конце XIX – начале XX века создавали скромные потребительские изделия так называемого крестьянского стиля. Хохломская роспись, развиваясь в общем русле русского декоративно-прикладного искусства и культуры России, проходя этап за этапом, на каждом отрезке времени имела то своеобразие, которое соответствовало духу эпохи, потребительскому спросу и мастерству исполнителей. Традиции хохломской росписи разнообразны и подчас непредсказуемы. Бывали времена, когда для разживки использовали белый цвет, потом забытый и сегодня воспринимаемый как новаторство в традиции. Когда-то более популярной была «травка», в какое-то время предпочитали «кудрину», некоторые мастера в одном изделии умудрялись гармонично сочетать то и другое, что было свойственно, например, И.К. Сорокину. Именно такой сложный орнамент характерен для изделий Светланы Николаевны Рябковой.
«Травяной» узор под фон с элементами «кудрины» в виде птиц, рыб, завитков и листьев в сочетании с плетенкой фриза или изящной лентой верхового письма по низу изделий составляют у Рябковой причудливые композиции, в которых наряду с традиционностью много свежести и новизны, смелости и фантазии. На изделиях крупные ягоды земляники, клубники и малины чередуются с ромашками и скромными цветами лютика, мелкими смородинками; смородинный листочек – с травками зеленого и желтого цвета, усиками и бусинками; плоское золотое или киноварное пятно цветка – с линейным контуром и свободным кистевым мазком травки, тончайшей штриховой проработкой деталей цветов, листьев, зооморфных изображений орнамента. По насыщенности изобразительных элементов композиции мастера достаточно плотные, фона почти не остается, и между тем благодаря четкой ритмической организации узора он дышит и не утомляет глаз.
Разглядывая формы цветов и листьев, сравнивая их на разных изделиях, замечаешь поразительную закономерность, свойственную изделиям Рябковой. У нее часто какой-то один цветок задает тон всей композиции, а затем повторяется в той же стилистике, но во множестве вариантов, что при разнообразии элементов орнамента создает ощущение целостного единства образа. Наряду с традиционной для хохломы трехцветкой Светлана Рябкова, как и другие мастерицы, вводит зеленый и желтый цвета: первый по контрасту с красным усиливает колористическое звучание узора, второй создает нюансное сочетание с золотом листьев и цветов. Чаше всего это импровизация на тему растительного мира, особенно в такой росписи, как «кудрина».
В отличие от ковернинско-семинской хохломы, где реальные прототипы элементов узора легко узнаются, в семеновской хохломе все гораздо сложнее. Так, у Светланы даже в травяном узоре сложно определить, какой конкретно цветок изображен – шиповник, роза, колокольчик или лютик.
Неизменным спросом пользуются изделия с зооморфными изображениями, что также является давней традицией в хохломе. В 1930-х годах интересные зооморфные композиции с рыбками создал мастер И.Д. Смирнов, с белочкой – Ф.А. Бедин, со скворцами – Ф.А. Колобянин, с птицами и ландышами – М.П. Кузнецова. Круг зооморфных мотивов по сравнению с растительными композициями значительно уже, но и здесь у художников идут свои поиски и наблюдаются интересные находки. В росписи мастерами чаще всего используются многочисленные образы птиц, прототипы которых можно узнать – это кукушки, иволги, чибисы, скворцы, даже воробушки. Есть и такие птицы, вид которых определишь не сразу. Приоритетным мотивом в хохломской зооморфике является, несомненно, Жар-птица. Бывает изображение бабочек, реже стрекоз и пчел. Птицы на изделиях Светланы Рябковой причудливые и сказочные. Они доминируют в композиции и подчиняют себе все остальные элементы узора. Мотив рыбок в хохломской росписи менее распространен, но к нему Рябкова не раз обращается, превращая морское дно в цветущий водный сад. Сочетание фонового и верхового письма, «кудрины» и «травки» делает композиции художницы особенно живыми, непосредственными и выразительными. На примере творчества С.Н. Рябковой хорошо видно, насколько коллективное и индивидуальное в хохломской росписи обусловлено, с одной стороны, традицией, а с другой – современными веяниями и особенностями творческого почерка мастера.
Светлана Рябкова принимает активное участие в фестивалях и конкурсах, различных смотрах прикладного искусства, в городских, областных, региональных и всероссийских выставках. «Осенний вернисаж» (Нижний Новгород), «Ладья» (Москва), «Столица мира» (Сочи), «Кладовая ремесел» (Киров) – это лишь небольшой перечень экспозиций, где экспонировались произведения мастерицы.
За творческий труд, наставничество, общественную деятельность в 2004 году С.Н. Рябкова была награждена почетным дипломом и благодарностью губернатора Нижегородской области, в 2012 году – Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры, другими дипломами, почетными грамотами и благодарственными письмами. С 2016 года она заслуженный мастер народных художественных промыслов Нижегородской области.

Обратная связь