Разумова Оксана Владимировна

Разумова Оксана Владимировна

Художник росписи по дереву ЗАО «Хохломская роспись» (г. Семенов)

Оксана Владимировна Разумова родилась 7 мая 1976 года в поселке Решетиха Володарского района Горьковской (ныне Нижегородской) области. С 1987 года Оксана обучалась на художественном отделении в Центре искусств города Дзержинска. В 1994 году, по окончании СХПТШ (Семеновской художественной профессионально-технической школы), ей был присвоен самый высокий – 6-й – разряд. В том же году Оксана Разумова начала свою работу художницей росписи по дереву на предприятии  «Хохломская роспись», где и работает по настоящее время (более 21 года).

В 1997 году за успехи в творчестве и профессионализм О.В. Разумова была включена в состав творческой группы предприятия, а через 10 лет, в 2007-м, стала художником творческой лаборатории. Оксана Владимировна вообще не останавливается на достигнутом: она постоянно развивает, совершенствует свое мастерство, по-прежнему, хотя и сама является наставницей молодежи, прислушиваясь к мнению коллег – маститых художников хохломской росписи.

Творчество Оксаны Разумовой мало кого оставляет равнодушным. Работая в росписи «травка» и «кудрина», именно последней мастерица отдает предпочтение. Ее привлекает торжественная праздничность образного строя хохломского орнамента «кудрина», возможность подчеркнуть работу золота на фоне черного или красного цвета. Источник «кудрины» специалисты выводят из растительных орнаментов домовой резьбы, орнаментальных заставок и буквиц древних рукописей, но современная «кудрина» сильно изменилась с тех пор, в ней появились не встречавшиеся ранее мотивы. Техника письма осталась прежней: сначала мастер наносит контур орнамента на металлизированный фон, затем фон «отписывает», то есть заливает ровным слоем черной или алой краски, далее ведет «разделку» – детализирует узор. Черным цветом обводятся цветы, листья и завитки, и тонкой кистью оформляется их внутренняя форма, зеленым или красным, оранжевым или коричневым могут описываться кончики цветов и листьев, что усложняет узор и делает его еще более нарядным. Иногда к «кудрине» добавляются желтые отписки в виде травок и усиков верхового письма, как на чаше О.В. Разумовой «Сказочная ветвь».

Узоры художница заранее сочиняет в своем воображении в зависимости от формы и назначения предметов. По ходу работы рождаются как бы сами собой мотивы композиции, подбираются краски, возникают те или иные образы. При всей фантастичности хохломских узоров в них легко узнаются прототипы элементов орнаментики: смородинный мелкорезной листок,  цветы с чашелистиками, лепестками простой и сложной формы, пестики и тычинки. Часто цветок словно дан в разрезе, а иной раз будто показан с нескольких точек зрения, а то вроде как в прямой перспективе или дан вид сверху.

Графическая плоскостность общей стилистики орнамента позволяет такое разнообразие видения объектов, стилизованных в единой декоративной манере, сводить в единую композицию.

Самые причудливые мотивы цветочного и листового ассортимента использует в своем творчестве Оксана Владимировна Разумова, для которой художественное творчество является той неотделимой частью ее жизни, что наполняет радостью, делает осмысленным существование. Каждый раз, решая ту или иную композиционную задачу, мастерица не просто украшает изделие орнаментом, а создает определенный образ, передает ту или иную эмоцию. Как в поэзии ударные и безударные слоги рождают ритм стиха, так и в орнаментике настроение создается чередованием крупных и малых элементов.

Это может быть лирическая льющаяся мелодия, передающая элегическое настроение, или торжественная песнь, созвучная оде или гимну. Оксана Разумова хорошо чувствует возможности ритмической основы хохломского орнамента и, варьируя элементы узора, создает разнообразные композиции. Так, в поставках для медовухи, на многих вазах и панно ритм вязкий и тугой, в наборе поставков «Раздолье», в некоторых чашах и в сахарницах – более разреженный и текучий. Настроение иной композиции звучит, как звон колокольчиков, в другой – как игра на флейте. Эти музыкальные ассоциации совершенно закономерно возникают, когда рассматриваешь изделия, созданные Оксаной Владимировной Разумовой и других хохломских мастериц, ведь искусство орнамента сродни музыке: и там, и там действуют почти математические закономерности, и чем четче и структурнее мастерица ощущает эту ритмику, тем гармоничнее ее произведения, тем они оригинальнее и интереснее.

Вплетение в цветочную орнаментику птиц создает новое образное прочтение композиции. Здесь непроизвольно возникают ассоциации с райским садом и сказочными мотивами, что придает изделиям хохломской росписи особую прелесть, уводящую нас от обыденности в область преданий и легенд, в ту сферу фольклора, которая сродни мифологическому мышлению, синтезирующему впечатления на художественном уровне.

Стремление сказку сделать былью, наблюдавшееся в прикладном искусстве 50-х годов прошлого века, сегодня проявляется на новом уровне. Отход от образцов древней крестьянской посуды с ориентацией на схематическую стилизацию изделий прикладного искусства, на экономичность материалов и выразительных средств, где прототип только едва обозначался и ковш-конек или ковш-утица едва-едва напоминали реальных животных, сегодня оправдывается переходом самих утилитарных изделий в ранг выставочно-музейных и заказных элитных образцов. Ныне это роскошные изделия для большого праздничного стола или престижного интерьера. Скульптурные формы таких предметов, украшенные богатой росписью, скорее выполняют презентативную функцию, нежели имеют практическое назначение. Коричневая раскраска клювика у некоторых лебедей и утиц призвана усилить это правдоподобие, что несколько снижает общую величавость подобных образов. Но в лучших образцах, оставляя клювик птиц, как фон, золотым, красным или черным, художница сохраняет  торжественность образа и не нарушает «живоподобием» один из основных законов декоративно-прикладного искусства, связанный с особой степенью стилизации натуры. Этот закон великолепно понимали старые мастера и никогда его не нарушали, ибо польза изделия, его красота и экономичность составляли непреложную формулу его эстетической и художественной ценности.

Работая над зооморфными образами, Оксана Разумова старается росписью обыграть скульптурную форму. Изящная грация «Царевны Лебеди» подчеркнута сочетанием золота с черным цветом. Внутренняя сила «Лебедя-крепыша» отражена не только в упругих линиях «кудрины», но и в преобладании красного цвета в композиции. Пламенеющие краски на ковше «Конь-огонь» и чаше-ладье «Две жар-птицы», переливающиеся цвета на ковше «Петушок – золотой гребешок» соответствуют тому образному строю, который задуман резчиком, поддержан и развит художником. Неслучайно в свое время именно Оксане Разумовой была поручена разработка орнамента для оформления магазина «Народные художественные промыслы», что на Большой Покровской улице в центре Нижнего Новгорода. В Семенове по ее разработкам украшены остановки автобусов.

Оксана Разумова экспонировала свои изделия на многих всероссийских и международных выставках в Болгарии, Индии и Англии, была представителем народных промыслов на фестивале – путешествии по городам России, не раз выезжала за рубеж для участия в фестивалях и праздниках, в мастер-классах, поражая своим виртуозным мастерством зрителей. Разумова награждена Почетной грамотой Министерства культуры Нижегородской области (2004), дипломом и ценным подарком за II место в конкурсной программе XVII Выставки-ярмарки народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка – 2014», дипломом за II место в номинации «За сохранение традиций народного искусства» конкурсной программы Всероссийского смотра-конкурса в области декоративно-прикладного и народного искусства «Молодые дарования – 2015». Многие ее произведения находятся в МТЦ «Золотая Хохлома» в Семенове, в музеях страны и в частных коллекциях. С 2014 года О.В. Разумова является членом Союза художников России, а в 2016 году ей было присвоено почетное звание

«Заслуженный мастер народных художественных промыслов Нижегородской области».
© Н.В. Квач, С. И. Квач. Живое древо традиций