Балашова Елена Николаевна

Балашова Елена Николаевна

Балашова Елена Николаевна, 1959 г.р.

Главный художник ЗАО «Гипюр», заслуженный мастер народных художественных промыслов Нижегородской области, член СХ России.

Елена Николаевна Балашова родилась 15 ноября 1959 года. В 1975 – 1979 годах она училась в Городецком педагогическом училище по специальности «преподавание черчения и рисования». В декабре 1979 года пришла на Чкаловскую строчевышивальную фабрику, в экспериментальную группу, а уже в декабре 1986 года стала главным художником предприятия. После преобразования фабрики в ЗАО «Гипюр» Е.Н. Балашова и по сей день остается на данной должности.
Являясь ученицей одной из талантливейших мастериц строчевышивальной фабрики – Г.Г. Максимовой, Елена Балашова как-то по-особому бережно, можно сказать, трепетно относится к традиции, деликатно обогащая ее орнаментальными композициями собственного сочинения. Творчеству мастерицы присуще изумительное чувство стиля и гармоничности. Обладая безупречным вкусом, она создает высокохудожественные вещи в традициях нижегородского гипюра с авторской разработкой орнаментов, украшающих текстильные изделия для быта и торжественных случаев. Многие ее вещи становятся экспонатами выставок, музейных экспозиций, частных коллекций, приобретаются как ценные подарки.
Как и для многих других областей России, для Нижегородской издавна были характерны вышивки гладью, тамбурным и счетными швами (крестом и набором). Гипюр, мережка, как и более поздняя вышивка – ришелье, относятся к строчевой вышивке по типу игольных кружев. Создаются они на основе тканей прямого, то есть полотняного, переплетения при помощи выдергивания нитей основы (вертикальных) и утка (горизонтальных), образующих сетку – рефеть, с последующей вышивкой однотонными или цветными нитками в технике строчки-перевити или настила. Образующийся при этом геометрический или растительный орнамент, похожий на кружевное плетение, может обладать как легкой прозрачностью, так и достаточной плотностью. Излюбленной техникой Елены Балашовой является сочетание гипюра с мережкой, основой для вышивки она чаще всего выбирает классический лен. Почему лен? Да, очевидно, потому, что практические, эстетические и лечебные свойства этого материала с давних времен привлекали к нему внимание. Льняные ткани могут быть тяжелыми, плотными и тонкими, как воздушная кисея. Конечно, добиться такого качества льняного полотна, как в Древнем Египте, сегодня пока не удается – секрет египетского полотна утерян, но и наш северный лен обладает всеми необходимыми свойствами. Художественно-выразительные возможности каждой строчки Елена использует по максимуму, создавая оригинальные композиции на полотенцах, скатертях, салфетках, дорожках, столовых комплектах, постельном белье, портьерах и разнообразной одежде. Ромбические элементы цветов и розеток, звездочки и мушки, воздушные петли и цепочки, как и другие элементы нижегородского гипюра и мережковой строчки, чередуясь в однораппортных и многораппортных композициях, образуют причудливые орнаменты, рождающие неповторимые образы. Скатерти «Ленок», «Серебристый лен», «Узорчатая», «Елена», «Салют», «Золотая осень», «Рябинушка», «Северное сияние», «Рождественская сказка»; полотенца «Праздничное» и «Птицы»; салфетки «Цветочная поляна», «Колосок», «Ромашки»; дорожка «Иней»; панно «Хлеб-соль»; наволочка «Звездопад», как и многие другие изделия Е.Н. Балашовой, можно назвать гипюрной классикой. В них, как и в произведениях Г.Г. Максимовой, чувствуется особая чистота стиля, изысканность вкуса, образная выразительность и та мера орнаментальной насыщенности композиции, которая свидетельствует о понимании мастером основных принципов народного искусства, где польза, красота и экономичность, составляя неразрывное целое, обуславливают и дополняют друг друга.
В отличие от многих видов народной росписи, где идет своеобразная импровизация и не требуется предварительное прорисовывание орнамента, в кружевоплетении и вышивке вначале все элементы узора, которые необходимо хорошо знать и помнить, прорисовываются в клеточках – будущей сетке, то есть рефети. И только потом по подготовленному полотну начинается вышивание – процесс кропотливый, трудоемкий, требующий терпения и сноровки. Цена на такие вещи, как раньше, так и теперь, немалая, неслучайно изначально они большими партиями шли на экспорт, принося стране необходимую ей валюту. Но кто скажет, когда истинные произведения искусства были дешевы?
Разрабатывает Елена Балашова изделия и повседневного бытового назначения, которые более скромны по оформлению и не так трудоемки в исполнении. Они более доступны рядовому покупателю, и пользоваться ими не менее приятно, чем дорогими изделиями. Между тем, каждая такая вещь в интерьере несет не только утилитарную и эстетическую функцию, но и воспитательную. Произведения народного промыслового искусства настолько облагораживают наш быт, внося в него сказочный элемент, что их влияние на душевное состояние человека сложно переоценить. Как в присутствии королевы нормальному человеку невозможно вести себя неприлично, так и в присутствии произведений искусства ему невозможно быть развязным и пошлым. Именно в этом отношении фразу Ф.М. Достоевского о том, что красота спасет мир, можно отнести к предметам народного искусства, которое требует, чтобы о нем заботились, его лелеяли и приумножали. Наверное, поэтому идею создания на предприятии «Гипюр» выставочного зала – своеобразного музея нижегородской вышивки – горячо поддержали и Наталья Харламова, и Елена Балашова. Они принимали активное участие в создании экспозиции, регулярно проводят мастер-классы и экскурсии, на которых знакомят посетителей с историей и технологией создания уникальных изделий с нижегородской вышивкой.
В 2005 году Е.Н. Балашову приняли в члены Союза художников России, что стало результатом творческой активности мастера, которая выразилась в ее участии в художественных выставках самого разного уровня – от местных до всероссийских и зарубежных, конкурсах и фестивалях народного искусства, в приобретении ее произведений музеями и частными коллекционерами. Благодарственные письма, грамоты, дипломы Министерства культуры Нижегородской области, секретариата правления Союза художников России, Фонда развития народных промыслов Нижегородской области, губернатора Нижегородской области, ассоциации «Народные художественные промыслы России» свидетельствуют о признании значительного вклада Елены Балашовой в народное искусство и в культурное развитие региона. Подтверждение тому – звание «Заслуженный мастер народных художественных промыслов Нижегородской области», полученное мастером в 2013 году.

Обратная связь