Главный художник камнерезной фабрики «Борнуковская пещера» до декабря 2020 г.
Главный художник камнерезной фабрики «Борнуковская пещера» до декабря 2020 г.
Михаил Григорьевич Суржиков работал на камнерезной фабрике «Борнуковская пещера» с 2012 года, в Борнуково приехал из г. Кунгур Пермского края вместе с супругой Ольгой Угриновой, тоже камнерезом.
Вот что рассказывал сам Михайл Григрьевич:
О себе
– Я учился на ювелира, жил в общежитии колледжа, – рассказывает Михаил Григорьевич. – Однажды паренёк из соседней комнаты, резчик по дереву, принёс целую горсть разноцветных камушков. Это были крошечные резные работки, они очень заинтересовали меня. На той же неделе я сделал маленький резачок, взял бракованную заготовку черепашки из камня «селенит» и закончил изделие, поправил его. Очень понравился мне этот вид творчества. Чистое вдохновение! После этого перевёлся с ювелирного на камнерезное отделение. Таким образом и произошло моё знакомство с камнем, был сделан первый шаг в сторону судьбы.
О сегодняшнем дне фабрики
Продукцию выпускаем всевозможную. Делаем большие скульптуры в человеческий рост, есть станковая и кабинетная скульптура, и мелкая пластика, и сувенирная продукция. К примеру, в конце июля я закончил три изделия – макеты атомной электростанции, заказ был из госкорпорации Росатом. Дело в том, что Росатом будет строить в Египте первую египетскую АЭС, вот макеты этой станции я выполнил. Эти изделия будут вручать первые лица нашего государства первым лицам Египта.
Кстати, о сувенирке: к нам часто ездят туристы, много приезжает детей. И иногда, бывают случаи, что у приехавшего человека есть только 50 рублей, а сувенир увезти с собой на память очень хочется. Так вот, у нас есть даже изделия за 50 рублей – мы работаем для того, чтобы наши гости приезжали весёлыми, а уезжали довольными!
О камне
Камень используем в основном привозной. Возим материал из Пермского и Краснодарского края. В Борнуково есть свой камень, и этот камень раньше успешно добывали, но в 1956 году было решено направленным взрывом убрать верхушку горы и добывать камень открытым способом.Взрыв оказался неудачным. Судя по всему, под пещерой находилась большая полость, и после взрыва она обрушилась. Вместе с доступной добычей камня.
Но есть и позитивные моменты: со времён учёбы я знаю,что наш камень, ангидрит (таково его научное название), находится в толще земли в виде плато, т.е. большими плитами, которые могут занимать площадь в несколько квадратных километров. Так вот, в 5 километрах от Борнуково, в карьере, где ведётся добыча известняка для производства щебёнки, под слоем этого известняка нынче было обнаружено целое плато чистейшего белого ангидрита, отлично подходящего для наших камнерезных изделий. Уверен, в скором времени фабрика будет работать на своём, нижегородском камне.
О творчестве
Некоторым резчикам непросто передать эмоцию. Ведь в чём состоит мастерство? Научиться делать из камешка зверюшку довольно просто, а вот чтобы эта зверюшка стала смотреть живыми глазами – в этом и есть самая большая сложность и проявление таланта.
Время изготовления изделия зависит от формата работы и от её трудоёмкости. Крупная работа может изготовляться и месяц, и больше, а мелкие изделия выполняются резчиком по нескольку штук в смену.Изделия разрабатываю я, также в разработке принимает участие и моя жена Ольга. Мы, в основном, обсуждаем композиционные вопросы либо какие-то отличительные черты того или иного животного. Новые изделия у нас появляются по нескольку штук в месяц, всё зависит от заказа. Но ассортимент постоянно расширяется. Правда, появилась насторожившая меня тенденция: в течение последних двух лет я изготовил несколько авторских изделий,которые увозили с собой за рубеж наши соотечественники, эмигрирующие из России.
О смене поколений
К сожалению, молодёжь не идёт на фабрику. Отсутствует интерес у молодых ребят к камнерезному промыслу. Во-первых, у нас довольно скромная зарплата, а молодые хотят зарабатывать крупные суммы денег, причём, зачастую — безосновательно, не имея за душой ни профессии, ни навыков, ни, к сожалению, способностей. У многих только амбиции. Во-вторых, для того чтобы сделать фигурку животного хорошо, надо уметь рисовать, лепить, знать анатомию животных, понимать композицию, постоянно работать над собой. К этому мало кто готов сегодня. Ну, и главное — отсутствие мотивации. Раньше очень важным считалось найти своё место в жизни, быть созидателем, развивать себя, стать разносторонней личностью. Сегодняшние реалии внушают нашей молодёжи только один стимул — деньги. Если раньше государство воспитывало человека-творца, то сейчас растёт «грамотный пользователь».
О внимании власти
Помощь региональных властей, действительно, необходима нашему предприятию. Фактически мы дотационный народный промысел, расходы на наше существование несёт Пешеланский гипсовый завод. Но в эпоху стагнации российской экономики и такому сильному предприятию довольно тяжело.В то же время, мы не имеем никакой помощи со стороны региональной власти. У нас есть предложение о взаимовыгодном сотрудничестве: мы предлагаем нашим властям эксклюзивные изделия подарочного сегмента (ведь в каждом министерстве есть статья расхода, связанная со статусными подарками), а взамен хотим получить субсидии на оплату газоснабжения и электроснабжения фабрики. Есть и другой вариант: госконтракты на закупку стройматериалов на Пешеланском гипсовом заводе. Помогите нашему кормильцу-заводу продавать лучшие стройматериалы в области, а завод поможет нам. Как видите,мы за процветание нашего региона, за развитие, за взаимовыгодное сотрудничество.
О будущем
Будущее Борнуковской камнерезной фабрики полностью зависит от доброй воли нашего руководства, от Виктора Cемёновича Лаврова, хозяина холдинга «Синь России», благотворителя, русского мецената, коих очень мало сегодня на русской земле. Он ещё и Гжельскую роспись возродил! Кстати, наша семья благодаря ему оказалась в Борнукове. В Кунгуре мы с маленьким сыном жили на съемной квартире, денег на собственное жильё не было. А в Борнуково были нужны мастера, требовался главный художник. Виктор Семёнович купил для нас частный дом, где мы и живём сейчас. С его помощью было изготовлено новое, уникальное камнерезное оборудование, собран коллектив, началось производство. Фабрика получила новое рождение!
Судьба камнерезного предприятия, и наша, мастеров, судьба неразрывно связана с Пешеланским гипсовым заводом. Конечно же, многое зависит и от сегодняшней власти. Будут ли у фабрики средства на оплату коммуналки, будет ли приток новых кадров, будет ли сбыт и новые заказы? Несмотря на трудности, мы идём вперёд, работаем, радуемся жизни. Реальность говорит о том, что наш труд нужен людям, наши работы востребованы. Что будет дальше? Поживём увидим.
bornukovo2007@yandex.ru