Токарь по дереву ЗАО «Хохломская роспись» (г. Семенов)
Токарь по дереву ЗАО «Хохломская роспись» (г. Семенов)
Михаил Витальевич Слузов родился 15 ноября 1976 года. В 1994 году он, уже сложившийся мастер 5-го разряда, пришел на фабрику «Хохломская роспись», в токарно-ложкарный цех. На сегодняшней день М.В. Слузов имеет самый высокий – 6-й – профессиональный разряд и является лучшим токарем предприятия.
Точение по дереву – это особый вид обработки древесины. Если для гончара необходим гончарный круг, дающий возможность вытягивать форму изделия по вертикали, то для токаря нужен токарный станок, позволяющий обрабатывать болванку (заготовку) в горизонтальном направлении и получать круглую в поперечном сечении форму предметов. Токарный станок – изобретение не столь уж древнее, он известен в Европе с X – XI веков. В свое время станок приводился в движение и вручную – с помощью токарного лука, затем ногой – с помощью педали, использовали где-то для работы лошадей или же быков, на юге приспособили для верчения вала станка ослов или мулов.
Нижегородским писателем Мельниковым-Печерским описаны токарни на водной тяге, которые стояли на Узоле и Керженце, работающие по принципу водяных мельниц. А с изобретением электричества, электросила стала с огромной скоростью вращать закрепленную между двумя стойками деревянную болванку, только успевай орудовать черновой фрезой – ложкой, плоским резцом или крюком. Токарных инструментов не так уж и много, но к каждому нужно приспособиться, подладить под свою руку. Мастер никогда не даст другому человеку работать своим инструментом, ибо знает, сколь велика его ценность. А запороть, то есть испортить инструмент – пара пустяков: одно неверное движение – и пиши пропало, потом могут уйти часы для того, чтобы его выправить. Бережно относится к своему инструменту и станку Слузов. Внимательно прислушивается он к работе станка, беспрерывной лентой снимает остро заточенным инструментом с болванки стружку, вытачивая внешнюю или внутреннюю форму изделия. Наблюдать за работой мастера – истинное наслаждение: точность движений рук (ни одного лишнего), верность глаза – и заготовка превращается в изящную вазу или чашу с поясками или валиками, с упругими изгибами, выпуклостями или вогнутостями.
Особое мастерство токаря проявляется в том, что после работы резцами не требуется шлифовка изделия, так как его поверхность настолько гладка, что блестит. Отрезной резец отделяет предмет от первоначальной болванки, и из горизонтального положения изделие встает вертикально, демонстрируя себя во всей своей токарной красе. Даже без росписи такое изделие уже красиво. Владея всеми техническими приемами токарной работы, Михаил Витальевич Слузов выполняет не только сложные и ответственные заказы потребительского спроса, но также элитные выставочные экземпляры как для отечественного, так и для иностранного заказчика. Обширен ассортимент его изделий – это традиционные поставки и бочонки, разнообразные чаши и другая посуда, вазы и кубки, штофы и яйца, матрешки и фигуративные подарочные изделия типа дедов-морозов и снегурочек. Слузов постоянно участвует в разработке новых изделий, внося свои предложения, изготовляя экспериментальные образцы. В хохломских изделиях, несомненно, прежде всего обращает на себя внимание причудливый растительный орнамент, он является визитной карточкой хохломы, как теперь говорят, ее брендом. Но без токарной формы орнамент был просто невозможен. Таким образом, от мастерства токаря зависит в хохломских изделиях очень многое. Размер и выразительность абриса, или силуэта формы, пропорциональность всех элементов изделия и их гармоничное сочленение, чистота исполнения – все слагается в единый образ, который соответствует основным традиционным принципам произведения НХП: пользе, красоте и целесообразности.
Хороший токарь пользуется в коллективе уважением и авторитетом. Все понимают: от его труда зависит успех других людей. Попадает такое изделие-белье художнику – и у него рождается свой образ, созвучный токарной форме. Художник по росписи всегда найдет, как обыграть и подчеркнуть достоинства токарной формы изделия, в чем и проявляется уже его мастерство. С каким удовольствием расписывали мастерицы 28-местную матрешку, виртуозно выточенную мастером Сазоновым! Теперь она находится в экспозиции Царской комнаты Музейно-туристического центра «Золотая Хохлома». На многих выставках самого разного уровня, фестивалях, конкурсах и форумах были представлены изделия, выточенные М.В. Слузовым и расписанные хохломскими мастерицами. Нижний Новгород, Москва, Вологда, Чебоксары, Саранск, Кострома, Ярославль и многие другие города нашей страны и зарубежья имели возможность любоваться изделиями такого мастера. Почетные грамоты и дипломы, благодарственные письма, занесение на районную Доску почета – свидетельства многолетнего добросовестного и творческого труда мастера, для которого нет ничего лучше песни токарного станка и послушных его умелым рукам токарных инструментов. Свой опыт и любовь к любимому делу Слузов передает молодому поколению. Его высокий профессиональный уровень и человеческие качества позволяют ему плодотворно работать с молодежью, вводя ее в традиции НХП и настраивая на развитие творческого подхода к своему труду, ибо только в развитии дело живет.