Старший художник ЗАО «Гипюр» (г. Чкаловск)
Старший художник ЗАО «Гипюр» (г. Чкаловск)
Наталья Владимировна Харламова родилась 17 декабря 1965 года. После окончания школы, с июня 1981 года по август 1982 года, работала вышивальщицей на Чкаловской строчевышивальной фабрике, в цехе ручной вышивки. В связи с дальнейшей учебой Наташа уволилась с предприятия, но в 1987 году, после окончания Московского художественно-промышленного училища им. М.И. Калинина, по направлению вновь пришла на строчевышивальную фабрику, в экспериментальную группу. Была она главным художником фабрики, а после ее реорганизации стала старшим художником экспериментальной группы ЗАО «Гипюр».
Стаж работы Натальи Владимировны на предприятии – 26 лет. За это время она проявила себя как талантливый, неугомонный художник, постоянно ищущий и стремящийся к совершенству. Разрабатывая образцы изделий, создавая творческие композиции для выставок и музеев, частных коллекций, Наталья стремится в рамках традиционной нижегородской вышивки создавать уникальные изделия, которые бы отражали ее индивидуальность и ее видение орнаментальных образов. С 2001 года Харламова – постоянный участник областных выставок; была экспонентом региональной выставки «Большая Волга» (2003, 2008), межрегиональной выставки «Единение» (2007, 2012), ежегодных всероссийских выставок народных художественных промыслов России «Ладья» (Москва, 2004–2012), Всероссийской выставки «Современное народное искусство России» (Вологда, 2008), выставки «Россия-XI» (Москва, 2009), всероссийских выставок-смотров «Молодые дарования» (2005, 2011), международной выставки «Победа», посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (Москва, 2005), международной выставки Ambiente Russia (Москва, 2007), открытых областных фестивалей народных художественных промыслов «Гипюра сказочный узор» (2008, 2009, 2010, 2011) и многих других выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов и форумов народного декоративно-прикладного искусства. Призовые места на выставках и конкурсах говорят о профессионализме мастера и ее успешном творчестве. Лауреат и дипломант многочисленных фестивалей и выставок, с 2005 года Н.В. Харламова является членом Союза художников России, что свидетельствует о ее большом творческом потенциале, ибо вступлению в Союз художников предшествует большая творческая работа, которая требует строгой оценки сообщества художников профессионального искусства, признания в местной организации и в Москве. Наталья Владимировна не только занимается творчеством – ей интересна и теоретическая работа. Изучая в архивах материалы о народной вышивке, в частности о нижегородском гипюре, она составила полную таблицу элементов и разделок нижегородского гипюра, что, несомненно, является важным как для практиков, так и для искусствоведов, ведущих научно-исследовательскую работу в данной области промыслового искусства.
С 2006 года Н.В. Харламова – член художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам при Министерстве поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области. Тяга к знаниям, к развитию и повышению уровня мастерства в 2008 году привели Наталью Харламову на студенческую скамью Нижегородского филиала Университета Российской академии образования (исторический факультет, специальность «культуролог и арт-менеджер»).
Персональная выставка Натальи Харламовой состоялась в 2012 году в городе Чкаловске, где были представлены ее лучшие работы за многие годы. Экспозиция показала насколько разнообразно, глубоко и профессионально мастерство Харламовой, умело сочетающей традиции с современными тенденциями промыслового искусства вышивальщицы и с собственными интересами, окрыленными ярким воображением. В совершенстве владея вышивальной техникой нижегородского гипюра, мастер обращается к самым разнообразным мотивам – от традиционных геометрических узоров и растительных сюжетов до больших тематических панно, символических фигуративных зооморфных и антропоморфных, архитектурных композиций. Так, панно «Псков – 1100 лет» (2003) и «Золотые купола России» (2006) отражают гармоничность и природную естественность древнерусской архитектуры. Полотенце «Дыхание старины глубокой» переносит нас в мир мифологических образов, а ажурная скатерть «?» создает ощущение аллеи райского сада, особого мира, где все пронизано благостным светом.
Неуемная фантазия мастера, умение мыслить нестандартными образами и стилизованными формами декоративно-прикладного искусства, безупречное чувство возможностей материала позволяют автору работать в широчайшем диапазоне тем, сюжетов, образов. Только из полотенец Натальи Харламовой можно было составить уникальную экспозицию: «Солнечное», «Лесная сказка», «Лето», «Снежное», «Птицы», «Пасхальный звон»,«Праздничное», «Олень», серия полотенец с храмами… А сколько композиций без названия, но с образным сказочным началом вышиты Харламовой за свою творческую жизнь! Всего и не перечислить!
О полотенце в народном быту хочется сказать особо. На полотенце повитуха принимала родившегося ребенка, полотенцем утирались, полотенцем повязывались дружки и обвязывали молодых, обводя их вокруг аналоя, на полотенце им подносили хлеб и соль, полотенце украшало красный угол избы с иконами, на полотенцах опускали гроб с останками усопшего, то есть от рождения до смерти этот атрибут присутствовал в жизни человека, поэтому к этому предмету у вышивальщиц всегда было особенно трепетное отношение. Полотенца Харламовой – это целая поэма и жизни, и любви.
Наряду со множеством незаурядных изделий Натальи Харламовой традиционного характера хочется выделить ее вышитые в технике гипюра панно – своеобразные ажурные картины, где одновременно с цветами расцвечивает небо салют Победы, где плывут по волнам сказочные лады-лебеди, где скачет нижегородский олень и царит красавец кремль, где рассветает русский лён и бьют часы на Спасской башне, где оживают герои сказок А.С. Пушкина и воркуют голуби мира.
Есть у Харламовой и такая оригинальная и рискованная композиция, как «Калейдоскоп», где автор объединила всевозможные вышивки в одно панно, которое может служить не только украшением любого интерьера, но и наглядным пособием по вышивальному делу. Тамбур, набор, гладь, гипюр, мережка, ришелье и настил чередуются, как ветви на едином древе народной вышивки, пожалуй, только крестику здесь не нашлось места, но это не случайно – этот вид вышивки у чкаловцев не практикуется.
Разнообразие тем, форм, стилистических приемов поражает: кажется, нет ничего, чего бы мастерица не смогла воплотить в чудесные кружевные композиции. Многие произведения Харламовой построены по симметричному принципу, что придает им особую торжественность и величественность, столь присущие настроению праздника. Столь же затейливы и костюмные композиции Натальи Харламовой, и ее комплекты расшитого постельного белья, и столовые наборы, и интерьерные изделия.
Белым по белому или цветом по цветному стежок за стежком создаются произведения нижегородского гипюра руками мастериц, влюбленных в народное искусство, в вышивку, во все то, что называется творчеством. О Харламовой много писали и в местной, и в центральной прессе, ибо ее работы никого не оставляют равнодушными. Публикации о творчестве мастера можно найти в энциклопедическом словаре «Вся Россия» (2007) и в альбоме «Художники земли Нижегородской» (2008), в книге «Сказание о земле Василевской-Чкаловской» (2004) и в альбоме-справочнике «Художественные промыслы земли Нижегородской» (2001), в альбоме «Нижегородский гипюр» (2009) и в книгах «Василёвская сноровка» (2010) и «История народных художественных промыслов и ремесел Нижегородского края» (2011). Звание заслуженного мастера НХП Нижегородской области лишь подтверждает значимость вклада Н.В. Харламовой в народное искусство России как мастера, наставника и просветителя.