Гончарное ремесло – старинный вид народных промыслов Нижегородского края. В таких районах области как Богородском, Городецком, Больше-Болдинском, ряде других сохранились традиции гончарного ремесла.
Город Богородск (ранее село Богородское) – один из старейших центров гончарного ремесла в России. В сер.XIX-на. ХХ вв. Богородск прославился благодаря производству популярной и очень качественной политой посуды . В 2000 г. здесь был открыт Центр развития гончарного искусства, а в 2004 г. при нем открылся уникальный музей современной керамики, где проводятся мастер-классы на гончарном круге, мастер-классы по обжигу и обварке керамических изделий. С 2000 г. в Богородске ежегодно проводятся Открытые фестивали гончарного искусства «Город мастеров», целью которых является возрождение, сохранение и дальнейшее развитие художественных ремесел России, воспитание в среде молодежи чувства патриотизма, основанного на знании истории культурных традиций своего Отечества. В рамках фестиваля проводятся выставки, мастер-классы,включающие в себя весь процесс изготовления керамических изделий, ведущих керамистов Нижегородской области, а также мастеров других регионов РФ и Ближнего зарубежья. Здесь можно увидеть работы и посетить мастер-классы ведущих керамистов-нижегородцев: И.С. Красновой, Т.В. и В.М. Гришиных, А.Н. Максимова, Н.В. Кузьминых, Н.А. Костровой, Ольги и Галины Ядринцевых и др.
С XVI в. стали использовать в России керамические изразцы – кафли, как их тогда называли, для оформления храмов Собор Василия Блаженного), печей, Теремного дворца в Московском Кремле. Славилась своими изразцами и Балахна, которая стала одним из центров изразцового производства на Руси в XVII-XVIII вв. Изразцы изготавливались двух видов: архитектурные и печные. Красочные балахнинскиекафли с рельефом причудливых, сказочных птиц были обязательным товаром на Нижегородской ярмарке. Ими украшались храмы, дома и печи в Н. Новгороде, Костроме, Юрьевце, Котунках, Пучеже и самой Балахне. Рисунок балахнинских изразцов отличался упругими, четкими линиями, подчеркнутым цветом, композиция их гармонична и уравновешенна. С конца XVII в. изразцовые печи вошли в обиход более широкого круга населения: купцов, ремесленников, мещан. Изразцовые печи вносили особый эстетический эффект в оформление интерьера дома, изразцы в те времена можно рассматривать и как лубочные картинки. Значительный вклад в восстановление подлинных рисунков и колорита балахнинских изразцов внесли заслуженные художники России, лауреаты Премии Н. Новгорода керамисты Т.В. И В.М. Гришины. В своей авторской творческой мастерской они дают мастер-классы по искусству керамики, в т.ч. и изразцовой. Сейчас архитектурные и печные изразцы в Нижегородской области в широком ассортименте изготавливают мастера-керамисты ООО «Нижегородская керамика». Эффективную воспитательную работу по привлечению детей к промыслам родного края, в том числе. и изразцовому искусству ведут педагоги МБУДО «Центр внешкольной работы», ДТО «Фантазия» г. Балахны.
Также с XVI в. в селе Казариново Больше-Болдинского уезда Нижегородской губернии изготавливали чернолощеную посуду, используя технологию дровяного бескислородного обжига. В ХХ в. этот гончарный промысле почти исчез. Сейчас эта старинная технология чернолощеной керамики возрождается в семейной творческой мастерской Щипановых (г. Балахна).
В Городецком районе село Смиркино знаменито своими гончарным промыслом – здесь старинным способом делают кухонную посуду. В селе Жбанниково Городецкого р-на в начале ХХ в.возник промысел местной игрушки-свистульки, которая широкую известность получила в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушки, помимо традиционных всадников, овечки, петушки, собачки и т.п. В 80-х гг. ХХ в. возродила этот промысел П.С. Тимофеева (член СХР), сохранив традиционную технологию глиняной игрушки и мотивы росписи. В Детском музейном центре исторического воспитания г. Городца собрана уникальная коллекция российской глиняной игрушки, в том числе и жбанниковской. Здесь же в мастерской керамики дети учатся искусству лепки этих глиняных свистулек.