Министерством промышленности и торговли Российской федерации фонду развития народных художественных промыслов Нижегородской области (генеральный директор Николай Гордеевич Смирнов) был выделен грант «ТЕТРА» — территории традиционного развития. В рамках проекта «ТЕТРА» был проведен Всероссийский конкурс дизайнеров «Дизайн и ремесло». В него мы включили пять предприятий: «Хохломская роспись» (Семёнов), «Промысел» (Сёмино), «Гипюр» (Чкаловск), «Городецкая роспись» (Городец), мастерская чёрнолощёной керамики Щипановых (Балахна). Дизайнеры предложили около 300 различных изделий, из которых было выбрано 15 победителей.
Александр Матвеев Дизайн-аналитик, куратор конкурса «Дизайн и ремесло»:
«Когда конкурс «Дизайн и Ремесло» был только объявлен, в социальных сетях уже появились скептические комментарии в духе «ничего из этого не выйдет — дизайн и ремесло невозможно соединить». Под знаком конфликта между дизайном и ремеслом прошёл целый век. Ещё в конце XIX века люди воспринимали вещи, изготовленные промышленным способом, как плохие копии вещей настоящих, живых. Сто лет спустя всё производится промышленным способом, но в то же время, трудно не заметить всемирный ренессанс интереса к ручному труду, натуральным материалам, традиционным технологиям. Интерес дизайнеров к сотрудничеству с народными художественными промыслами уже не выглядит чем-то неожиданным. Как и встречный интерес промыслов, которым после десятилетий «варки в собственном соку» необходимо обновляться и встраиваться с новыми продуктами в совершенно незнакомый культурный ландшафт. Промыслам необходимо выращивать в себе понимание современного продукта, существующего на стыке искусства, ремесла и дизайна. И лучший партнёр, проводник в этом деле — сообщество разносторонне практикующих дизайнеров. Конкурс «Дизайн и Ремесло» стал первым в отечественной практике масштабным проектом, в рамках которого дизайнеры произвели на предприятиях народных художественных промыслов арт-объекты, предметы быта и сувениры. А выезд на производство помог не только достичь высокого качества образцов, но и сплотил всех его участников в единую команду. В результате отдельные конкурсные проекты по мере их воплощения сложились практически в единую коллекцию, представляющую общий взгляд участников на дальнейшее развитие промыслов. Качество полученного результата оказалось пропорционально степени личного присутствия авторов в процессе реализации замысла. Поэтому на следующем этапе вероятно появление постоянно действующей арт-резиденции в Нижегородской области и распространение опыта на другие предприятия художественных промыслов».
В конкурсе приняли участие как ведущие так и молодые дизайнеры России. География участников представлена Москвой, С. Петербургом, Нижним Новгородом, другими городами России. Студентка факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий Мининского университета Ольга Госсельбах разработала дизайн-концепцию наручных часов из натурального дерева с элементами хохломской росписи. Ольга заняла одно из призовых мест, фото ее работы помещено в каталог, который был выпущен по итогам конкурса, куда вошли лучшие работы дизайнеров.
Глеб Сергеевич Никитин, губернатор Нижегородской области: «Нижегородская область является лидером по количеству сохранённых видов народных художественных промыслов. Сегодня региону предоставлена уникальная возможность интегрироваться в коллаборации с дизайнерами и создавать новые бренды, востребованные и на международном уровне. На примере новых прототипов изделий мы видим, что традиционные народные промыслы могут быть актуальными и востребованными! Желаю всем успешной реализации и масштабирования проектов!»
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации: «Народные художественные промыслы России (НХП) — это своеобразный культурный код нации, который необходимо сохранить и передать уникальное наследие будущим поколениям. Но народные промыслы — это ещё и предприятия, которым приходится работать в рыночных условиях и быть конкурентоспособными. Минпромторгом России совместно с Правительством Нижегородской области реализуется проект разработки и внедрения модели рыночно-ориентированной компании НХП. Это достаточно сложная задача, поскольку предприятиям НХП надо создать востребованную на потребительском рынке новую линейку продукции и в тоже время сохранить традиции и стилевые особенности того или иного промысла. Одним из инструментов перезагрузки мировоззрения как у и самих предприятий, так и потребителя стал конкурс молодых дизайнеров «Дизайн и ремесло». Более 200 участников конкурса из 26 городов России — это говорит о популярности народных промыслов и актуальности трендов темы национальной идентичности в дизайне. Новые прототипы изделий, созданных предприятиями совместно с молодыми дизайнерами — это новая веха в истории народных промыслов».